Как снизить затраты на портовые сборы

10 апреля, 2020 · Публикации

Портовые сборы уже много лет остаются одной из наболевших проблем в морской отрасли Украины. Их ставки всегда были неконкурентными по сравнению с другими черноморскими портами, что снижало привлекательность отечественных гаваней. Сегодня, когда вопрос снижения затрат стоит как никогда остро, расходы на логистику приносят грузовладельцам немало хлопот. Впрочем, сократить их все же можно, но придется постараться.

Наряду с завышенными ставками сборов законодательство предусматривает и ряд стимулирующих механизмов, главное – правильно ими воспользоваться. Например, приказ Министерства инфраструктуры №316 от 27 мая 2013 года предлагает судам заграничного плавания скидку при уплате административного и корабельного сбора при последовательном заходе в два и более украинских порта. Административный взимается только в первом порту, а корабельный начисляется в размере 50% в каждом порту. Но, как оказалось, вопрос не в столько в самом нормативном акте, сколько в его применении.

Рассмотрим пример из практики. Два судна заграничного плавания совершают последовательные заходы в порты «Николаев» и «Ольвия» для погрузочно-разгрузочных работ. Администрация морских портов Украины (АМПУ) не забыла выставить им на оплату счета с административным и корабельным сборами, но, когда речь зашла о скидке, началось самое интересное.

Как оказалось, АМПУ не видит оснований для применения указанной в приказе №316 скидки. Основными аргументами госпредприятия было то, что теплоходы якобы двигались по судовому ходу, который, согласно закону «О морских портах», не является частью акватории, и, таким образом, не заходили в акваторию порта.

А где же они проводили грузовые операции? Одним из пунктов погрузки и выгрузки был терминал Черноморского судостроительного завода (ЧСЗ), а вторым – рейдовый портовый пункт (РПП) №2. А они, если верить АМПУ, никакого отношения к акватории порта не имеют и находятся за ее пределами. И никаких причин для скидок нет и быть не может.

Призрачные границы

Вот здесь и начинается самое интересное. Обратимся к приказу №316, который гласит, что основанием для начисления корабельного сбора является вход и выход судна в/из акватории порта. Но вот для применения скидок важен уже заход или выход в порт. Разница в том, что, согласно закону «О морских портах», порт включает в себя территорию (сухопутная часть) и акваторию (морская часть).

Таким образом, выставив счета, филиалы АМПУ тем самым уже признают факт пребывания судов в акватории, а следовательно – и в самом порту. Иначе какое у них юридическое основание требовать оплату?

Идем дальше и обосновываем нахождение терминала в порту (а именно на территории порта, а не в самой акватории). По данным Реестра морских портов, перевалочный комплекс ЧСЗ является морским терминалом и включен в границы Николаевского морского порта. Кроме того, на официальном сайте АМПУ сказано, что терминал ПАО «ЧСЗ» относится к зоне ее ответственности, и перевалка там развивается при ее поддержке.

Теперь разберемся с РПП-2. В письме Николаевского филиала АМПУ говорится, что на РПП-2 распространяется одинаковый с акваторией правовой режим использования, в том числе и при заходе судна в заграничном плавании для погрузочно-разгрузочных работ. То есть один филиал госпредприятия ошибку признает. А что же порт «Ольвия», который отказывался применять скидку за последовательные судозаходы? А вот в этом филиале АМПУ заявили об отсутствии каких-либо рекомендаций от Мининфраструктуры предоставлять скидки судам на РПП-2.

То есть два филиала одного и того же госпредприятия противоречат друг другу. А где же правда? Ее следует искать в Обязательных постановлениях по Николаевскому морскому порту, где РПП-2 значится как якорная стоянка. А, согласно статье 1 закона «О морских портах», гидротехнические сооружения морских портов (а это в том числе и якорная стоянка на РПП-2) расположены в границах территории и акватории морского порта и предназначены для обеспечения безопасности судоходства, маневрирования и стоянки.

Более того, РПП-2 включен в Регистр гидротехнических сооружений и, согласно этому документу, находится в пределах акватории Николаевского морского порта. Владельцем гидротехнического сооружения значится АМПУ в лице Николаевского филиала. Вся вышеизложенная аргументация была в результате принята судом.

Фиктивные судозаходы

АМПУ не собиралась сдаваться сразу. Осознав бесперспективность позиции с границами акватории, госпредприятие решило отстоять свои интересы другим способом. Прежде всего, потребовалось доказать, что судно действительно было в заграничном плавании и совершало последовательные заходы в рамках одного рейса. На эту уловку мы ответили генеральной декларацией и лоцманскими квитанциями, которые официально подтверждали то, о чем спрашивала АМПУ.

Но есть у Администрации нехорошая привычка – трактовать законодательство в произвольной манере. И она не отказалась от нее и в этот раз и стала апеллировать к Таможенному кодексу, а точнее – к понятию «порт загрузки товаров». Дескать, если судно прибыло в первый порт без товара под загрузку, значит, и учитывать этот судозаход для расчета скидки не нужно. Здесь стоит вспомнить приказ №316, в котором говорится о последовательных судозаходах для погрузочно-разгрузочных операций. Никаких оговорок относительно порта загрузки там нет.

Наконец, потребовалось официальное подтверждение грузовых операций. Мы предоставили его, и суд удовлетворил требования истца в полном объеме.

Наша практика включала успешное обжалование незаконного взимания канального сбора, что позволяет судоходным компаниям экономить существенные ресурсы, а также борьбу с неправомерным начислением ледокольного сбора. Но это уже другая история.

Как действовать

Как видим, получение скидки на портовые сборы – непростая, но абсолютно реальная задача. И, на наш взгляд, во времена турбулентности, стоит приложить усилия и затем инвестировать освободившиеся средства в новые проекты. Что стоит сделать?

Наша первая рекомендация: внимательно изучите положения приказа №316, закон «О морских портах» и соответствующие регистры. Подкрепленная ссылками на нормативные акты аргументация не оставляет монополисту иного выбора, кроме как согласиться с вашими обоснованными требованиями. И помните: если АМПУ начисляет вам корабельный и административный сборы, значит, она уже признает судозаход в порт.

Наша вторая рекомендация: документируйте все действия, которые служат основаниями для скидки. Держите под рукой бумаги, которые подтверждают, что судно выполняет рейс в заграничном плавании и последовательно заходит в два и более украинских порта. Для того, чтобы доказать факт проведения грузовых операций, готовьте коносамент, таможенные декларации. Словом, будьте во всеоружии.