Антимонопольный комитет защитил рынок морского агентирования от злоупотреблений АМПУ

30 августа, 2019 · Новости

Антимонопольный комитет по обращению юридической компании LEGRANT в интересах морских агентов обязал Администрацию морских портов Украины (АМПУ) устранить дискриминацию при заключении договоров присоединения с морскими агентами.

Напомним, что в конце 2018 Администрация уведомила агентов о том, что отныне отношения с ней будут строиться исключительно на основании договора присоединения. А его отсутствие делало невозможным сотрудничество с АМПУ и в целом доступ к рынку морского агентирования.

При этом, условия документа устанавливаются государственным монополистом в одностороннем порядке без возможности агента предлагать собственные условия на стадии заключения договора, или же изменения к нему после заключения.

Кроме этого, Администрация имеет право вносить изменения в договор в одностороннем порядке в любой момент, что противоречит действующему законодательству. Компания LEGRANT в декабре прошлого года обратилась в Антимонопольный комитет в интересах 6-ти морских агентов, которые обслуживают ведущие международные контейнерные линии.

По результатам рассмотрения жалобы АМКУ дал Администрации обязательные к выполнению рекомендации:

  • в течение 30 дней разработать недискриминационные условия договора и обеспечить прозрачную процедуру обсуждения этих условий с морскими агентами;
  • на время разработки новых условий воздержаться от внесения изменений к действующему договору присоединения и не ограничивать доступ к рынку услуг морского агентирования компаниям, которые не подали декларацию о присоединении;
  • обеспечить право морских агентов на свободу выбора необходимых им услуг по свободным тарифам на основании отдельных договоров.

Также АМПУ подала на рассмотрение Комитета ряд условий для подтверждения надежности агентов, среди которых - перечисление "страховых" средств в размере 35 тыс. дол. США на счет Администрации и обеспечение установленного количества судозаходов. Комитет тщательно рассмотрел предложение и пришел к выводу, что включение таких пунктов в договор может привести к нарушениям законодательства о защите экономической конкуренции.

"Рекомендации Антимонопольного комитета нивелируют абсолютно противоправные условия, которые АМПУ пыталась навязать морским агентам. Начиная от необоснованного исключения морских агентов из процедуры обсуждения условий договора, наделение АМПУ себя правом менять такой договор в одностороннем порядке, и заканчивая т.н."критериям благонадежности" морских агентов.

Например, требование перечислять страховой депозит означает, что агент должен либо самовольно распоряжаться средствами судовладельца, либо же самостоятельно нести бремя финансовых расходов судовладельца, что противоречит самой сути агентских отношений. Не говоря о том, что морской агент, зарегистрированный в Украине, должен перечислить госпредприятию-резиденту средства в долларах США, нарушая при этом валютное законодательство.

Рекомендации АМКУ должны стать четким сигналом для госмонополистов на других транспортных рынках, которые на данный момент пытаются вводить подобные дискриминационные условия через договоры присоединения", - комментирует рекомендации АМКУ управляющий партнер Legrant Татьяна Титаренко.

"Мы благодарны, что АМКУ не остался в стороне и не позволил Администрации пренебрегать нормами законодательства, регулируя самовольно рынок морского агентирования через навязываемый договор присоединения. Это хороший сигнал для иностранных судовладельцев.

Надеюсь, Администрация не будет медлить с надлежащим исполнением рекомендаций и наконец вернется к паритетному диалогу с участниками рынка", - отметил президент Ассоциации контейнерных линий Украины Александр Щекин.

Дело сопровождали старший юрист LEGRANT Людмила Сизоненко и управляющий партнер Татьяна Титаренко.